понедельник, 3 февраля 2014 г.

«История семьи. Вы ее знаете?» Родные места


 Продолжается проект «История семьи. Вы ее знаете?» «История семьи. Вы ее знаете?»   и пришла пора рассказать о моем летнем путешествии на родину предков.
     Одним из самых теплых детских воспоминаний для меня остаются дедушкины рассказы. Помню как после обеда дедушка звал меня и моего брата полежать (это вместо послеобеденного сна) и мы каждый раз просили "Дедушка, расскажи как ты был маленьким." И дедушка рассказывал о том как он с деревенскими ребятами ходил в лес, как они встретили там волка и как сумели его прогнать. Как встретили медведя в малиннике, от испуга побросали "кузовочки и коробочки", а медведь потом высыпал ягоды себе прямо в рот....
Но почему-то ни разу я не спросила откуда дедушка родом, где родилась бабушка... Вернуть бы назад те дни, как о многом я бы спросила своих бабушек и дедушек!  
Года три назад я нашла на сайте Подвиг народа сведения  о награждении моего деда Симочкина Матвея Михайловича орденом Отечественной войны 1 степени. В наградном листе было указано, что родился он в селе Мойлово Хвастовичского района Калужской области. Китайская пословица говорит, что дорога в тысячу ли начинается с первого шага. Этот наградной лист и стал первым шагом в моих поисках. Далее, в 2012 году я ездила с родителями в город их и моего детства Краснодон. Это уже другая история и о ней в другой раз, но мы нашли дом который в 1954 году построил мой дед, в котором вырос мой отец и где я слушала дедушкины рассказы. Так получилось, что нынешняя хозяйка дома пригласила нас войти и даже показала домовую книгу, которую завели после постройки дома.


 Так я узнала где и когда родилась моя бабушка Козырева Екатерина Дмитриевна.
Я стала искать информацию о селе Мойлово. Оказалось, что это село в разное время включалось в разные уезды- сначала Жиздринский, потом Хвостовичский, а теперь это Ульяновский район Калужской области. В некоторых документах я даже встречала село Мойлово Орловской области. Это связано стем, что село находилось почти на границе Калужской области и районы передавались из одной области в другую.
 По официальным данным “Списков населённых мест Калужской губернии» 1862 г. по состоянию на 1859 г. в сельце Мойлово Жиздринского уезда насчитывалось 142 крестьянских двора, в которых проживали  1342 чел. В это время данное сельцо относилось к приходу церкви Николая Чудотворца села Кцынь.  
В нач. 1880-х гг., согласно официальным данным справочника «Волости и важнейшие селения Европейской России» (СПб., 1880) деревня Мойлово Кцынской волости Жиздринского уезда насчитывала уже 242 крестьянских двора, в которых проживало 1483 чел., в деревне действовала земская школа, работала лавка, 18 маслобоен и 7 дегтярных заводов.
В 1898 г. крестьянское общество на собственные средства построило однопрестольную деревянную  Церковь Иконы Божией Матери Всех Скорбящих Радость  с отдельно стоящей колокольней (по ссылке можно найти информацию о многих храмах России, в том числе и разрушенных). В Мойлово был оформлен собственный приход, и с тех пор этот населённый пункт становится селом.  В 1902 г., чаяниями и на денежные средства того же общества, прежняя деревянная церковь была заменена на кирпичную.  В 1950 г. церковь в Мойлово была разрушена.
По данным 1914 года в селе Мойлово проживало 2820 человек.
 
А еще один замечательный человек, который стал помогать мне в поисках, нашел карту, скорее даже план деревни 1818 года!!!!
 
           Вот с такой информацией я и решилась на экспедицию. В августе 2013 года я поехала на родину предков. Не могу передать то волнение, которое я испытывала. Казалось, вот еще немного и я увижу места о которых я так много слышала от дедушки. Вот уже указатель....
и спустя пару километров мы упираемся в заросли. И ни-че-го!!!
Нестолько разрушенных домов в зарослях малины и крапивы. И неподалеку от одного дома я вижу цветы лилии, как будто кто-то позвал меня "Лиля, сюда".
 
 
          И я пошла. Сквозь колючую малину и жгучую крапиву и добралась до развалин дома и заглянула внутрь. Мне кажется, что 100 лет назад люди жили именно в таких домах. Высота потолка не более 1,5 метров, земляной пол, крохотные окошки...
 

            Что же произошло с селом? Куда делись жители? Почему все разрушено?
           Искать ответы на эти вопросы мы поехали в соседнее село Кцынь. Побеседовав с местными жителями, мы узнали, что во время Великой Отечественной войны в селе Мойлово были расквартированы немецко-фашистские войска, а затем оно стало ареной интенсивных боевых действий с участием 16-го гвардейского стрелкового корпуса генерал-майора А.В. Лапшова. Я сразу вспомнила рассказ двоюродной сестры моего дедушки. Она говорила, что во время войны их село 40 раз !!!!! переходило от наших войск к немцам и обратно. Многих молодых девушек немцы угнали в Германию. Стало понятно, что село было сильно разрушено в годы войны, многие жители уехали. Надо будет еще узнать сколько же жителей осталось в селе после войны. А в 2010 году был сильный пожар, который уничтожил оставшиеся дома. 
         Конечно, я не буду рассказывать подробно о поездке. Скажу только, что это очень интересно и информативно. Не нужно бояться говорить с людьми. Можно узнать много полезного для своих исследований, да и побывать на родине предков стоит.  


И еще интересная информация. Объяснение различных названий. Например, чем сельцо отличается от села.  Взято отсюда.

  

 

7 комментариев:

  1. Интересно! Удачи в дальнейших поисках!

    ОтветитьУдалить
  2. Ах какой рассказ! Отличная история! спасибо большое!!!!

    ОтветитьУдалить
  3. Какая вы молодчина!!!! столько сделано, столько всего узнали, по местам памятным побродили! удачи вам в дальнейших поисках!!!!

    ОтветитьУдалить
  4. Спасибо за интересный рассказ! Мои прабабушка и прадедушка жили в этой деревне. А бабушку Зорину( девичьей фамилии ее не помню) Марию Романовну угнали немцы в лагерь на работы в 1941 или 42 году. Пишите ещё и присылайте фото, мы рады будем узнать или вспомнить что-то !)))

    ОтветитьУдалить
    Ответы
    1. Добрый день! Я говорила с Мамой.. напутала все имена))) жила в Мойлово моя Бабушка Мария Ерофеевна и моя прабабушка Прасковья - АРХИПОВЫ.
      А Бабушка была замужем ( уже после войны) за Зориным Георгием Романовичем. Сестру деда Марию Романовну гнали немцы в обозе с мамой в лагерь 2 или 3 года. Потом их отбили наши партизаны или войска.
      А Бабушка Мария Ерофеевна была в лагере на сельхозработаз несколько лет..

      Удалить
    2. Оксана, было бы интересно с вами поговорить. Мой номер 8-985-970-23-67. Можно по Вотсапе или viber. Если вам тоже интересно, то свяжитесь, пожалуйста со мной

      Удалить